Стань эффективнее
+7 (495) 545 41 02


Как правильно считать прибыль

Вопрос, казалось бы, совсем простой. Но на практике все иначе. Подавляющее количество предприятий не знает собственной прибыли. Либо по незнанию, либо из-за отсутствия возможности ее посчитать.


Прибыль компании можно посмотреть только в одном месте. Это место называется «Отчет о прибылях и убытках» (или в различных его интерпретациях). Ни в каких других местах это сделать невозможно Картинка с этим отчетом ниже.

Как в отчет попадают данные

Главное заблуждение при расчете прибыли — попытка считать прибыль от «живых» денег. Тот факт, что ваш клиент оплатил вам какой-то счет, никак на размере прибыли не должен отражаться. Оплата счета означает только одно — вы должны клиенту эти деньги. То есть у вас выросла кредиторская задолженность. Только и всего.

И от того, что вы заплатили деньги кому-то, ваши убытки тоже никак не изменились. Это обстоятельство тоже означает только одно — контрагент стал должен вам эту сумму.

Физическое движение денег отражается в соответствующем отчете. И он называется «Отчет о движении денежных средств». О нем позже.

Прибыль фиксируется на момент отгрузки товара (оказания услуги), а убыток на момент его понесения (начисления).

Структура прибылей и убытков очень проста, как видно из отчета. Для расчета прибыли используются несколько ключевых показателей.




  • Выручка

    Это показатель, отражающий объем отгруженного товара и оказанных услуг, согласно их отпускной стоимости. То есть, как только вы отгрузили товар стоимостью 1000р, эта сумма попадает в выручку. Вне зависимости от оплаты. Это и есть тот самый показатель, о котором отчитываются публичные компании в открытых источниках.


  • Себестоимость

    Делится на прямую и косвенную.

    Этот показатель отражает себестоимость, как видно из названия. Но себестоимость — это не только стоимость товара у поставщика. Это еще и транспортные расходы, которые вы понесли на доставку этого груза. А также таможенные расходы.

    К косвенной себестоимости можно относить такие затраты как, например, сертификация товара или проведение экспертиз. В любом случае, эти вещи должны быть определены в вашей учетной политике.

    Однако, личное мнение автора состоит в том, что к себестоимости необходимо относить только те расходы, которые являются полностью переменными. То есть те, которые изменятся, если вы что-то произведете. Это например стоимость комплектующих и их доставки. Что касается косвенной себестоимости, то ее, я считаю, необходимо просто учитывать в общих расходах компании, наряду с арендой и связью.

    Цифра в себестоимости появляется в момент отгрузки товара, если речь идет о прямой себестоимости самой товарной позиции. И соответственно, если речь идет о каких-то расходах, то по ним значения появляются в момент их понесения. Это так называемое начисление затрат. Об этом чуть ниже.


  • Валовая прибыль

    Это просто разница между Выручкой и себестоимостью.


  • Операционные издержки

    Это все, что тратит ваша компания на поддержание деятельности. Аренда, связь, реклама, обучение, IT и т.д. Это расходы, которые нельзя относить на себестоимость конкретного товара. Однако, иногда это делать пытаются и это приводит к нежелательным последствиям.

    Данные сюда попадают по факту их начисления. Это означает, что если вы оплатили аренду, то сам факт оплаты никак не сказывается на этом показателе. А вот, если вам принесли акт выполненных работ, где написано, что вам оказаны услуги по аренде, с обязательным указанием периода, за который эти услуги оказаны, и вы этот акт подписали, то вот это обстоятельство и увеличит цифру в этом показателе. Таким образом, данные попадают по факту признания (принятия, подписания, назовите как угодно) вами услуг, которые вам оказали, а не по факту их оплаты.

    Если 15-го мая вам принесли акт выполненных работ, в котором написано, что это услуги за апрель, то и попасть эта цифра должна не в май, а в апрель.

    Операционные издержки делятся на «Коммерческие затраты» и «Административно-управленческие». К коммерческим расходам относятся те расходы, которые направлены непосредственно на осуществление продаж. С точки зрения того, как в эти показатели попадают цифры, ничего не меняется.


  • Операционная прибыль
    Это валовая прибыль за минусом операционных издержек.

  • Проценты по кредитам

    Все понятно по названию. Не путать с суммой самого кредита, который вы гасите. Это только проценты.


  • Амортизация
    Этот показатель используется только, если вы ведете учет основных средств и не списываете затраты на их приобретение сразу. Правильно списывать эти затраты не сразу, а по частям. Однако в управленческом учете, зачастую все расходы на основные средства списываются сразу.

  • Прибыль до уплаты налогов
    Операционная прибыль за минусом процентов по кредитам и амортизации

  • Налог на прибыль
    Этот налог, в отличие от всех остальных, выносится отдельно. В противном случае вы получите зацикливание.

  • Чистая прибыль
    Прибыль до уплаты налогов за минусом налога на прибыль.

Что и требовалось доказать.

Попов Александр
Другие статьи автора